?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сергей Маховиков. Штирлиц ХХI-го века
портрет
karpenko_sasha
актёр и бард Сергей Маховиков

Не случайно организаторы вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения знаменитого Штирлица – Вячеслава Тихонова пригласили на этот вечер актёра Сергея Маховикова. Я думаю, что сегодня, в 21 веке, лучше всех Штирлица сыграл бы именно Сергей Маховиков. И дело здесь не в каком-то запредельном актёрском мастерстве, а в предельной органичности актёра в ролях русских разведчиков. Я даже думаю, что сегодняшний Штирлиц, хотя он и не работает в логове смертельного врага, по своим человеческим качествам, как минимум, не уступает разведчикам былых времён. Поясню свою мысль. Сегодняшний разведчик, как правило, имеет за плечами афганскую войну. Война одних людей делает лучше, чем они были прежде, а других – ещё хуже. Вот из лучших людей, имеющих боевой опыт, и формируются настоящие разведчики.

Я видел много фильмов с участием Сергея Маховикова, и не было ни одного, в котором он бы разочаровал меня как актёр. А недавно пересмотренный «Сармат» побудил меня писать эти заметки, хотя там у Сергея – даже не самая главная роль. Я вообще думаю, что этот фильм серьёзно недооценён кинокритиками. И, если бы не трагическая гибель Александра Дедюшко, блистательно исполнившего роль Сармата, фильм запросто мог затеряться и, со временем, забыться. Если раньше, в советские времена, сериал был своего рода фишкой, то теперь, видимо, в силу невысокого качества большинства сериалов, люди стали смотреть на них «свысока». Как на полуфабрикаты, далёкие от настоящего искусства. Но когда основой сериала – сильный сценарий, когда режиссёр подобрал не одного хорошего актёра, а сразу нескольких, когда написан замечательный саундтрек к фильму, когда нет искусственного продления жизни героев, тогда может получиться сериал, превосходящий обычные полнометражные фильмы. И такое нечасто, но случается.

Карпенко, Дрожжина, Маховиков
Александр Карпенко, Наталия Дрожжина, Сергей Маховиков (из архива автора)

Вадим Савёлов Сергея Маховикова верен изначальному афганскому братству, рождённому на войне. Ему «жжёт грудь» несправедливо присвоенная Звезда Героя. Хотя все они, боевые офицеры спецназа, были на той войне героями. Но героем с большой буквы – только один Сармат. В сущности, на войне, где геройство – это образ жизни, Герой Страны – это не случайный человек, а тот, кто возвышается над другими героями. Это – высшая степень героизма. По крайней степени, так должно быть. По Справедливости. Афганцы не бросают своих товарищей в беде. Память и фронтовое братство для них – не пустые слова! Вот что говорит об этом сам Сергей Маховиков: «Быть героем – это для избранных. Немногие актеры в нашей стране могут потянуть этот образ. Да простят меня братья актеры. Герой – не тот, кто бегает, стреляет, убивает, а тот, кому верят безоговорочно, кто в нужный момент может быть и слабым, и сильным». У Сергея Маховикова героями становятся даже не основные персонажи. Они - настоящие, они решают исход. Например, лётчик Кирсанов из фильма "07-й меняет курс" "главнее" людей из руководства страны, такое складывается впечатление. И неважно, что это лидерство – ситуационное, преходящее. В сериале "Слепой" "Штирлиц"- Маховиков сыграл русского Рэмбо Глеба Северова. Наверное, Сергей и поставил перед собой именно такую задачу - сыграть русского Рэмбо, со своим кодексом чести, человека, который, как пел Андрей Макаревич, не хочет "прогибаться под изменчивый мир". И он создал такой образ - достоверно и со вкусом. Хотя по качеству сценария, на мой взгляд, "Слепой" всё-таки уступает "Сармату".

Как афганец, могу сказать, что «Сармат» – один из лучших, на мой взгляд, фильмов об Афганистане. Хотя большая часть действия фильма происходит уже после войны. Но вспомним: и большая часть «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого протекает вне боевых действий! Зато какие характеры афганцев в фильме «Сармат»! И образ Вадима Савёлова, созданный Сергеем Маховиковым, ничуть не уступает образу Дедюшко – Сарматова. Вообще, в этом фильме блистательный актёрский ансамбль! И мы сочувствуем гибели даже «второстепенных» персонажей. Настолько трогательны в фильме отношения между людьми. Не только между афганцами. Например, между отцом и сыном Савёловыми. А женская любовь, пронесённая сквозь года и блистательно сыгранная Ольгой Кабо! Женщина способна уважать любого настоящего мужчину. Но любовь всей жизни возникает редко - и долго не отпускает. Когда теряешь любимого, а затем внезапно обретаешь вновь - такое чувство способно свернуть горы!

Светлана Моргунова и Сергей Маховиков
Светлана Моргунова и Сергей Маховиков за кулисами во время благотворительного концерта

В «милицейских» ролях Маховикову невольно проходится «опрощаться». Не случайно в последнее время он играет матёрых «убойщиков», вроде Льва Гурова, уже в их «жизни после жизни». В роли разведчика Сергей Маховиков более раскован – и, как следствие, более естествен. Его герои сперва думают. А потом уж – действуют. Понимаете, для разведчика в порядке вещей – перейти в разговоре на иностранный язык или процитировать наизусть Гумилёва. Этому их учат в разведшколах. Милиционер же, владеющий иностранными языками и цитирующий к месту классиков – маргинал в своём кругу, вроде Шилова из сериала «Ментовские войны» (прекрасная актёрская работа Александра Устюгова). Разведчик, в отличие от милиционера, по характеру работы – одиночка, ему часто приходится всё делать самому. Поэтому знать и уметь нужно многое. Конечно, высокоинтеллектуальный актёр может спрятать свой живой интеллект. Вот только будет ли он при этом естествен? Впрочем, это только мой взгляд со стороны. Опера тоже иногда попадают в ситуацию, когда против них - и "свои", и "чужие". Обложенному со всех сторон оперу выжить порой так же трудно, как и разведчику.

Самая сильная роль актёра Маховикова - побеждённая им в молодости смертельная болезнь. Мне кажется, именно тогда произошло второе рождение человека, личности с большой буквы, автора песен, блистательного актёра. Тот поединок с болезнью был, как минимум, равен для него Афгану. Он победил страшную болезнь, стал сильнее и получил моральное право (для себя самого) играть тех самых афганцев, которые прошли эту уже почти забытую обществом войну. И сегодня, в канун юбилея Сергея, хочется пожелать ему великий Сценарий. Чтобы он был не хуже работ Юлиана Семёнова, на которых снималось старшее поколение наших актёров. И ещё – новых песен. Мне кажется, из актёров у нас часто получаются не только классные исполнители, но и Авторы с большой буквы. Такие, как Вертинский, Высоцкий, Визбор, Филатов, Гафт.

  • 1
Саша позволь с тобой поспорить, сташных болезней небывает, бываю игровые недоразумения. поскольку Снргей имеет склонность неотсижываться за спиной каскадеров. За такие провинности его ослабленный с детства организм иногда преподносит ему сюрпризы в виде хронической усталости(помимо царапин, синяков, гемотом и ссадин) - а данный момент зачастую отсутствует в его актёрском - ролевом контракте что очень печально.

А характер ролей вот тут особое место занимает некая сдержанность имплицита-роли. Невозможно спроецировать - требуется импровизация - Сергей выравнивает пики и доводит режиссёра до коллаптической отрешонности.

рекоммендации не опровергаются и не отрицаются - однака приём МЕНТо выравнивает как автопилот сюжетовку сцены( затрачивая колоссальный ресурс нервных клеток).

что такое сериал "САРМАТ"?
эмоциональное противоречие персонажей. Две совершенно разных ситуации которые были в реальности Афганской войны послужили толчком для создания сценария и заметь блестяще отыгран.
с одной стороны как назидание тому гаду который терял своих воиновв постоянно, другому - из-за его невнимательности к личному составу ибо дядя руководствовался принципами: "победителей несудят и война всех спишет", третьему стал живописным памятником ибо "стойко и мужественно преодалевал указанные в уставе трудности".

Сергей - нашупывает амплуа сам. При этом одна канитель доставляет нервы, другая - удовлетворение общим шабашем.
а тема лейт-мотива появилась лишь после ДДТ дуэт с Юрием Шевчуком "осень -летние дожди" из старой тетради Комарова-Крамского вдохнул ту самую весну 45 года в сердца и ума человечества...

болезнь - это старость, старость мудра ибо отрешение смерти и есть полёт.

  • 1